С начала Нового царства царские гробницы окончательно отделяются от заупокойных храмов. Усыпальницы стали устраиваться в ущельях и скалах. Они представляют собой тщательно скрытые тайники. Стены помещений расписаны сценами, относящимися главным образом к заупокойному культу.
Для утверждения своей божественной власти фараоны вновь ведут грандиозное строительство. Но вместо пирамиды увенчанием этого строительства становится храм, поэтому именно в монументальном храмовом строительстве наиболее полно и ярко сказался характер этого времени.
Во вновь расцветших Фивах храмы возвышаются на свободных площадях среди садов и рощ. Планы подавляющего большинства храмов первой половины Нового царства были прямоугольными и подчинялись единому правилу: все главные части его располагались по одной оси. Основными частями храма были открытый двор, окружённый колоннадой - перистиль, гипостильный зал, святилище и кладовые.
Папирусовидные колонны
Египетский храм должен был являться как бы копией земли Египта. По голубому потолку, усеянному звёздами, изображались священные коршуны, на стенах был виден весь ритуал почитания божества в лице фараона, а роспись на полу напоминала воды Нила.
В период Нового царства складывается новый тип храмового сооружения: священная аллея процессий, уставленная с обеих сторон сфинксами, вела к пилонам - привраным башням храма; перед пилонами возвышалась пара обелисков, огромные статуи фараона и деревянные мачты с пёстрыми флагами. Помещения храма, расположенные по продольной оси чередовались в следующем порядке: вход в храм открывался в залитый солнцем большой внутренний двор, за которым следовал слабоосвещённый колонный зал - гипостиль, далее располагались внутренние комнаты или залы, завершавшиеся погруженным в темноту святилищем божества.
Фасады храмов имели вид пилонов (форма, возникшая в эпоху Среднего царства) - двух башен, прямоугольных в плане, по силуэту похожих на сильно вытянутую усечённую пирамиду. Пилоны и вход венчали карнизы характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой формы - в виде выкружки и вабика. К наружной стороне пилонов прикрепляли высокие мачты с флагами, которые довершали парадное, торжественное их убранство. Фасад храма обычно был обращён к Нилу, с которым храм соединял "путь бога" - дорога, ограждаемая аллеями львов, овнов или сфинксов и украшенная около входа в храм высокими обелисками.
В Фивах на правом берегу Нила были возведены два колоссальных храмовых ансамбля, посвящённых богу Амону. В наши дни они известны по названиям двух современных арабских деревень - Карнак и Луксор.